русский


Интернет-журнал "Новости искусства в Санкт-Петербурге"

Exhibition of December

Sal'nikov Nikolay

«The poet's prose»
Painting

2 - 24 December 2014

Painting and drawing exhibition for the 90th anniversary of Nikolay Sergeevich Salnikov

Sal'nikov Nikolay

BRIEF CURRICULUM VITAE

1924 December 6 - was born in the town of Primorsko-Akhtarsk in Primorsko-Akhtarsk region of the
Krasnodar area
1942-1945 - Participated in the Great Patriotic War
since 1946 - lives in Krasnoyarsk
1955 - the first time participated in the Regional Art Exhibition  
1957-1959 - Study in the Krasnoyarsk art school named after Vasily Surikov
1957-1984 - Participant of regional, Republican, All-Union exhibitions
1963 - member of the Union of Artists of the USSR
1968 - participant of international exhibition of drawing in Italy, where  UNESCO awarded him the bronze medal in Rome
1972 - participant of the Soviet prints. Cuba
1974 - participant of the exhibition "Graphic of Siberia." France
In 1975-1980. - Member of the zonal vystavkom "Socialist Siberia"
1977 - participant of the Soviet bookplate. Czechoslovakia
1981 - Member of the Board of the Union of the Krasnoyarsk artists of the RSFSR
1982 March 6 - died in Krasnoyarsk

In the late 50-ies in the exhibitions of the city of Krasnoyarsk appeared drawings, watercolors, and then linocuts, whose was signed - N. Sal’nikov. Gradually, the name is more often founds in the exhibition halls of the city, region, area...

The fate of this man has not been easy, although external lifetime did not remind of its tumultuous turns. Calm, strong, confident, he inspired infinite respect and it seemed that his art is born free and easy. Like any work, creativity of Nikolay Sal'nikov perceived in his final result, doubts and searches were unknown to the audience. In memory remained courageous and kind world of the artist, the ability to find in the inconspicuous appearance the essence and by the creative will to realize in the art form the time, rapid and transient. There are no details; here it is important all that builds man’s life. Therefore, if we try to characterize the main thing that captivated the imagination of the master, it can be described as simple and clear concept as weekdays. Yes, everyday simple daily tasks. Seemingly prosaic events. But the task of art consists in adding poesy to prose, revealing in the ordinary romantic beginning. Because in everyday automatism of businesses we are not used to see what notes keen and observant eye of an artist. It is as he put away all the non-important and forced us to look around by the living and direct gaze.

But a vision only not sufficient, if by appropriate means knowledge is not embodied in the material. Each creative gift and memory inherent with individual characteristics. But the problem is just to be able to identify them. Nikolay Sal'nikov was born to draw. He felt material fine. His works are characteristic by laconism, clarity of shape and of color stain. He did not have to get rid of the fractional composition that quite often have to do by beginners-artists, he immediately saw the whole and generally, encompassing by sight all the compositional space.

Mastering the material by N. Sal'nikov developed in two directions: the black-and-white linocut and color one. Both types of techniques were very popular in the art of the 60s, and taking into account the fact that they large number of drawers worked in this area to express own individuality was very difficult. But he, nevertheless, was able to achieve recognition, thanks mainly colored linocut. When you look attentively through sheets by drawer cannot stop wondering integrity of composite thinking, sensitivity, his artistic perception, a sense of plane unity plastic form and image. But he was not able to receive vocational education, art school year - all of his studies.

But how free and easy he builds his compositions. His works attract the attention not by spectacular tricks, but some inner significance ("Loggers", "Memories", "Thirst", "Roundtable", "Old Friend"). Despite the seeming simplicity they different proportionality details, patches of color and rhythms. Drawer often uses the device of a close-up as bringing the action to the audience, quietly pulling view in depth of the sheet, thus, as it were an introduction to the events depicted. Hence, there is a feeling of active, dynamic development of the composition, although its external building features simple, almost classical poise. Captivates the artist's ability to talk about the simple things clearly and accessible. He does not complicate the subject, putting it in a hidden meaning, but confidence and ingeniously tells the story of the hard work of the builders, explorers, hunters, dockers. In an effort to reflect its heroics fully manifested the modern understanding of the tasks of art.

Creativity of Sal'nikov belongs entirely to 1960-70 time period. Time of vigorous industrial development of Siberia. Therefore, his circle of themes affected by the most acute problems of this rich region (the series "On Khantaiskaya HPP", "By Sayano-Shushenskaya HPP"). But the artist admires of Siberian landscape. That's where fully revealed his penchant for lyrical imagery. The landscape takes on a bright graphic language of emotionality. Plastic form overcomes routine, transforming into a poetically rich motif. Not accidentally linocut "Siberian fields" received a bronze medal of «UNESCO". Of course, this is one of his best-sheet saturated with harmony, movement, plasticity. Beautiful golden-brown tone, the lack of sharp contrasts gives you the feeling of infinite space filled with light and air. Modest motif acquires sound of monumental metaphoric image. The artist is like a pioneer, in love with the world, in every piece of his native land.

If we carefully analyze Sal'nikov’s creativity - and the exhibition gives the opportunity - we can found fairly steady development, without abrupt jumps and throwing in search of form. Drawer is always himself - calm and wise. Maybe because he entered in the art as a mature man. There was no time to experiment; he wanted to speak better - calm, clear and strict. By the mid-60s the artist has proven itself a distinctive prevailing master. His linocuts have found their individual appearance.

Article of E. Khudonogova, Krasnoyarsk art critic, was written in the 1985 catalogue at the Moscow exhibition.

english


Интернет-журнал "Новости искусства в Санкт-Петербурге"

Выставка в Декабре

Сальников Николай Сергеевич

«Поэт прозы»
Живопись

2 - 24 декабря 2014 года

Со 2 декабря по 24 декабря 2014 года в галерее «С.П.А.С.» пройдет выставка известного художника из Красноярска Сальникова Николая Сергеевича (1924 -1982). Выставка приурочена к 90-летию со дня рождения художника.

Сальников Николай Сергеевич

КРАТКАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

1924 г., 6 декабря - родился в г. Приморско-Ахтарске в Приморско-Ахтарском р-не
Краснодарского края
1942-1945 гг. - участвовал в Великой Отечественной войне
с 1946 г. - проживает в г. Красноярске
1955 г. - впервые участвовал в Краевой художественной выставке
1957-1959 гг.- учеба в Красноярской художественной школе им. В. И. Сурикова
1957-1984 гг.- участник краевых, республиканских, всесоюзных выставок
1963 г. - вступление в Союз художников СССР
1968 г. - участник международной выставки графики в Италии, где
награжден бронзовой медалью ЮНЕСКО в г. Риме
1972 г.- участник выставки советского эстампа. Куба
1974 г. - участник выставки «Графика Сибири». Франция
1975-1980 гг. - член зонального выставкома «Сибирь социалистическая»
1977 г. - участник выставки советского книжного знака. ЧССР
1981 г. - член правления Красноярской краевой организации Союза
художников РСФСР
1982 г., 6 марта -  умер в г. Красноярске

В конце 50-х годов на выставках города Красноярска появились рисунки, акварели, а потом и линогравюры, на которых стояла подпись - Н. Сальников. Постепенно имя это все чаще встречается в выставочных залах города, края, зоны:

Судьба этого человека не была легкой, хотя внешнее течение жизни не напоминало о бурных ее поворотах. Спокойный, сильный, уверенный, он внушал бесконечное уважение и, казалось, что его искусство рождается легко и свободно. Как всякий труд, творчество Николая Сальникова воспринималось в конечном своем результате, сомнения же и поиски зрителю были неведомы. В памяти оставался мужественный и добрый мир художника, умение в незаметном явлении найти суть и творческой волею воплотить в художественном образе время, стремительное и скоротечное. Здесь нет мелочей, важно все, чем живет человек. Поэтому если попытаться охарактеризовать главное, что увлекало воображение мастера, то его можно обозначить таким простым и ясным понятием, как будни. Да, будни простых, ежедневных дел. Прозаические вроде бы события. Но задача художественного творчества и заключается в поэтизации прозы, выявлении в обыденном романтического начала. Ибо за будничным автоматизмом дел мы не привыкли видеть то, что примечает зоркий и наблюдательный глаз художника. Он как бы отсеивает все второстепенное и заставляет посмотреть вокруг себя живым и непосредственным взглядом.

И все же одного видения мало, если соответствующими средствами знание не воплощено в материале. Каждому творческому дару и памяти присущи индивидуальные особенности. Но вся сложность как раз заключается в том, чтобы суметь их выявить. Николай Сальников был прирожденный график. Он прекрасно чувствовал материал. Его произведениям свойственны лаконичность, четкость формы и ясность цветового пятна. Ему не надо было избавляться от дробности композиции, что довольно часто приходится проделывать начинающим художникам, он сразу видел цельно, обобщенно, охватывая взглядом все композиционное пространство.

Освоение материала у Н. Сальникова развивалось сразу в двух направлениях: черно-белая линогравюра и цветная. Оба вида техники были весьма популярны в искусстве 60-х годов, и при том, что в них работало большое количество графиков, заявить о своей индивидуальности было очень непросто. Но он, тем не менее, смог добиться признания, благодаря, главным образом, цветной линогравюре. Когда внимательно рассматриваешь графические листы мастера, не перестаешь удивляться целостности композиционного мышления, чуткости его художественного восприятия, чувству плоскости, единству пластической формы и образа. А ведь ему не довелось получить профессионального образования, год художественной школы - вся его учеба.

Но как легко и свободно строит он свои композиции. Его немногословные работы привлекают внимание не столько эффектностью приемов, сколько какой-то внутренней значительностью («Лесорубы», «Воспоминания», «Жажда», «За круглым столом», «Старый друг»). При кажущейся простоте они отличаются соразмерностью деталей, цветовых пятен и ритмов. График часто использует прием крупного плана, максимально приближая действие к зрителю, незаметно втягивая взгляд в глубину листа, тем самым как бы приобщая к изображаемому событию. Отсюда и остается ощущение активной, динамически развитой композиции, хотя внешнее ее построение отличается строгим, почти классическим равновесием. Подкупает способность художника говорить о простых вещах ясно и доступно. Он не усложняет тему, вкладывая в нее некий скрытый смысл, но доверительно и бесхитростно повествует о нелегком труде строителей, первопроходцев, охотников, докеров. В стремлении отразить его героику в полной мере проявляется современное понимание задач искусства.

Творчество Сальникова целиком принадлежит времени 1960-70-х годов. Времени энергичного индустриального освоения Сибири. Поэтому круг его тем затрагивает наиболее острые проблемы этого богатейшего региона (серии «По Хантайской ГЭС», «По Саяно-Шушенской ГЭС»). Но художника восхищает сибирский пейзаж. Вот где в полной мере раскрывается его склонность к лирической образности. В пейзаже графический язык обретает яркую эмоциональность. Пластическая форма преодолевает обыденность, преобразовываясь в поэтически насыщенный мотив. Не случайно линогравюра «Сибирские поля» получила бронзовую медаль «ЮНЕСКО». Безусловно, это один из лучших его листов, насыщенных гармонией, движением, пластикой. Красивый золотисто-коричневый тон, отсутствие резких контрастов рождают ощущение бесконечного пространства, наполненного светом и воздухом. Незатейливый мотив обретает звучание монументального метафорического образа. Художник подобен первооткрывателю, влюбленному в мир, в каждый кусочек родной земли.

Если внимательно проанализировать творчество Сальникова - а выставка предоставляет такую возможность - можно обнаружить довольно ровное развитие, без резких скачков и метаний, в поисках формы. График всегда остается самим собой - спокойным и мудрым. Может, оттого, что в искусство он входит уже зрелым, сформировавшимся человеком. Экспериментировать было некогда, хотелось полнее высказаться - спокойно, ясно и строго. Уже к середине 60-х годов художник зарекомендовал себя самобытным, сложившимся мастером. Его линогравюры обрели свое индивидуальное лицо.

Статья Е. Худоноговой, красноярского искусствоведа, была написана в каталоге 1985г. на московской выставке.