english


Интернет-журнал "Новости искусства в Санкт-Петербурге"

Выставка в Сентябре

«Помним, восхищаемся, любим!»
Живопись

9 - 27 сентября 2014 года

«Помним, восхищаемся, любим!»
К 100-летию со дня рождения художника

"Иногда я готов бросить почти все ради занятия живописью" - воскликнул однажды Уинстон Черчилль, которого живопись спасла от депрессии после неудачи в большой политике и увлечение которой никогда его больше не оставляло. Это замечательное свойство живописи известно всем художникам - она даёт возможность создать свой собственный мир, где не нужно кланяться окружающей действительности, играть по чужим правилам, зачастую таким, которые противоречат твоим убеждениям, дает возможность сохранить гармонию в душе и независимость от внешних обстоятельств.

Именно такой и была живопись Александра Батурина, которому в этом году исполняется сто лет и который был достойным учеником прекрасного художника Владимира Стерлигова. Владимир Стерлигов никогда не сдавался на милость действительности - ни тогда, когда попал в застенки НКВД и не сломался; ни тогда, когда в живописи, вместе с Малевичем, бросил вызов подражанию природе; ни тогда, когда уже в конце жизни попал в унылые советские стены и покрыл фресками и картинами стены и мебель - светлые, яркие краски, чаша земли, купол неба.

Александр Батурин, будучи его учеником, но всего на десять лет младше, воспринял лучшие качества учителя; помноженные на несомненный, самобытный талант, они подарили искусству художника мощного, неординарного, увлекающего в свой мир <геометрического пейзажа> даже самого несведущего в живописи, неподготовленного зрителя, и это при том, что искусство его, строго говоря, нельзя назвать реалистическим.

Очень может быть, что свою роль в восприятии живописи Батурина играет роль его личность, его характер, которые неуловимо сквозят в каждой картине. Это был человек, если можно так сказать, несгибаемой жизнерадостности. Никакие горести и лишения, никакие удары судьбы не смогли лишить его улыбки, с которой он смотрел в лицо жизни. Это не было легкомыслием, это была настоящая мудрость. Никогда он, даже в преклонные годы, не ныл, не жаловался, не брюзжал: Общение с этим человеком было легким и радостным.

Несмотря на праздничную открытость своей натуры, Батурин не имел педагогической жилки, у него не было учеников. Он, который всегда приветствовал новые таланты, с живым интересом посещал выставки других учеников Стерлигова, своих последователей не имеет, что придает его творчеству еще более уникальный характер. Каждая его выставка становится событием в мире искусства, и с каждым годом, с учетом того, что картины оседают в частных коллекциях, проведение такой выставки усложняется.

Юбилейная выставка живописи Александра Борисовича Батурина, посвященная его столетию и собравшая на стенах галереи прекрасные картины - это прощальный поклон, солнечная улыбка художника, который ушел от нас уже больше десяти лет назад, но память о котором не только не тускнеет, но с годами все более бережно хранится в сердцах поклонников его таланта.

И очень может быть, что эта выставка подарит радость знакомства с творчеством Батурина людям, которые раньше не видели его картин, но светлая тайна его искусства покорит их тоже.

АЛЕКСАНДР БАТУРИН

БИОГРАФИЯ

1914 Родился в Гельсингфорсе (Хельсинки)
2003 скончался в Санкт-Петербурге
1924 - 1930 Жил и учился в школе в городе Шадринск
1930 Переехал с родителями в Ленинград
1931 Встретился с учеником Малевича, В. Стер-ли-го-вым; начал регулярно посещать его мастерскую
1932 Зачислен на Рабфак ИЗО, но вскоре исключен по социальному происхождению
1934 Арест Стерлигова и его учеников. А. Батурин проводит в тюрьме 8 месяцев
1935 Ссылка в Уфу
1938 Новый арест в Уфе. Приговорен к 8 годам лагерей
1946 Окончание срока в лагере. Ограничение проживания в крупных городах (- 36)
1956 Реабилитация и возвращение в Ленинград. Вторая встреча с В. Стерлиговым. Начало работы в области дизайна
1973 Становится членом Союза Художников
1989 Прекращение работы в области дизайна. Занимается исключительно живописью
1994 Присуждение премии имени искусствоведа Н. Пунина
2002 Выпущена книга «Александр Батурин» из серии «Авангард на Неве»

МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Музей Истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия
Архангельский Музей Изобразительного Искусства, Архангельск, Россия

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1978 «Александр Батурин». Выставочный зал Союза художников РСФСР (Охта). Ленинград
1979 «Живопись. Графика». ЛОСХ РСФСР. Комбинат графического искусства ЛОХФ РСФСР. Ленинград
1991 «Александр Батурин». Малый зал Ленинградского отделения Союза художников СССР
1992 «Александр Батурин». Салон Анели Вруно. Амстердам, Голландия
1993 «Мир художника». Центр искусств им. С.П. Дягилева и Музей Академии художеств (Голубой зал). Санкт-Петербург
1994 «Александр Батурин». Галерея «Гильдия Мастеров». Санкт-Петербург
1994 Юбилейная выставка. Галерея «С.П.А.С.». Санкт-Петербург
1995 «Александр Батурин». Институт Александра Батурина, Париж
1996 Презентация учреждённого в Париже Института Александра Батурина. Галерея «С.П.А.С.». Санкт-Петербург
1996 «Живопись и пастель». Выставка в здании Мэрии 7-го округа Парижа. (Институт Александра Батурина)
1997 «Александр Батурин». Галерея «Ликон». Хемниц, Германия
1997 «Пастели и рисунки». Галерея «С.П.А.С.». Санкт-Петербург
1997 «Геометрия природы». Выставочный центр «Невограф» при взаимодействии с парижским Институтом Александра Батурина. Санкт-Петербург
1997 Выставка в издательстве журнала "Нева", Санкт - Петербург, Россия
1998 Роттердам. Нидерланды
1998 «Александр Батурин. Живопись. Пастель». Галерея «Гильдия Мастеров». Санкт-Петербург
1998 «Вырица. Год 1988-й». Галерея «С.П.А.С.». Санкт-Петербург
1999 «Александр Батурин». Юбилейная выставка. Союз художников России. Санкт-Петербург
2000 «В Пушкинских Горах. Село Михайловское». Галерея «Гильдия Мастеров». Санкт-Петербург
2000 Пушкинские горы, Михайловское, Россия
2000 “Пейзажи Вырицы и Михайловского”, Галерея « С.П.А.С.», Санкт - Петербург, Россия
2001 Галерея «С.П.А.С.», Санкт - Петербург, Россия
2004 Галерея «С.П.А.С.», Санкт - Петербург, Россия
2014 Галерея «С.П.А.С.», Санкт - Петербург, Россия «Помним, восхищаемся, любим!»  К 100-летию со дня рождения художника

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1967 «Стерлигов и ученики». ЦНИИ теории и истории архитектуры. Москва
1987 «1000-летие крещения Руси». Дом писателей. Ленинград
1988 Выставка писателей. Дворец молодежи. Ленинград
1988 «Стерлигов, Глебова и их окружение». Галерея «Новый Пассаж». Ленинград
1988 «В.В. Стерлигов, его ученики и последователи». Дирекция Объединения музеев Ленинградской области. Ленинград
1989 «От неофициального искусства к перестройке». Выставочный центр. Гавань. Ленинград
1990 «Группа Стерлигова». Государственный музей истории Ленинграда
1990 Ежегодная выставка ленинградских художников. ЦВЗ «Манеж». Ленинград
1991 «Выставка троих» (Батурин, Ушаков, Козмин). Малый зал ЛОСХ СССР. Ленинград
1991 «Современные художники - Малевичу». Государственная Третьяковская галерея. Москва
1991 «Петербург-91». Юсуповский дворец. Ленинград
1991 «Форма + цвет». Центр искусств им. С.П. Дягилева. Государственный Русский музей. Мраморный дворец. Ленинград
1992 «Спектр». ЛОСХ (Большой зал). Ленинград
1992 Ежегодная выставка. Центральный дом художников. Москва
1992 «Современное искусство». ЦВЗ «Манеж». Ленинград
1993 «История неофициального искусства Ленинграда - Санкт-Петербурга». Государственный музей истории Санкт-Петербурга
1993 Ежегодная выставка художников Петербурга. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
1994 «Стерлигов В.В. и его ученики». Муниципальный музей «Царскосельская коллекция». Пушкин
1994 «Петербург-94». ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург.
1995 «Группа Стерлигова. Живопись из России». Галерея «Ньюхофф». Нью-Йорк, США
1995 «Панорама современного искусства». ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
1995 «Достижения Ленинграда». Париж, Франция
1995 «Достижения Ленинграда». Генеральное консульство Германии. Санкт-Петербург
1995 Выставка в «ГОРКОМ ИЗО». Санкт-Петербург
1996 «Петербург-95». ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
1996 «Воспоминания об Америке». Дом дружбы. Санкт-Петербург
1996 «Рядом со Стерлиговым». Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
1996 «Петербург-96». ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
1996 Выставка галереи «С.П.А.С.», Брюссель, Бельгия;
1996 Выставка галереи «С.П.А.С.», Вашингтон, США
1996 Выставка галереи «С.П.А.С.», Париж, Франция
1996 Выставка галереи «С.П.А.С.», Утрехт, Голландия
1997 «Портрет современника». Центр искусств им. С.П. Дягилева. Таврический дворец. Санкт-Петербург
1997 «Стерлиговцы». Генеральное консульство Германии. Санкт-Петербург
1997 Выставка галереи «С.П.А.С.», Обергаузен, Германия
1997 Выставка галереи «С.П.А.С.», Гуизен, Голландия
1998 Выставка галереи «С.П.А.С.», Брюссель, Бельгия
1998 Выставка галереи «С.П.А.С.», Апелдоорн, Голландия
1998 «К Малевичу. Туда и обратно». Галерея «С.П.А.С.». Санкт-Петербург
1998 «Выставка одной картины». ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2000 «Поэзия в искусстве». Галерея «Пушкин». Гринфельд, США
2000 Ежегодная выставка художников Петербурга. ЦВЗ «Манеж». Санкт-Петербург
2000 Выставка галереи «С.П.А.С.»: Де Вийк, Голландия
2000 Выставка российских художников, США
2001 Выставка художников школы Стерлигова в рамках презентации книги «Пространство Стерлигова» из серии «Авангард на Неве». Аничков дворец. Санкт-Петербург
2001 «Стерлиговцы (Беспредметное искусство)». Совместная акция с Государственным Русским музеем. «Абстракция в России. ХХ век». Санкт-Петербург
2002 «Санкт-Петербург - Нева» в рамках фестиваля «Европастель». Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
2002 Выставка галереи «С.П.А.С.», Салон «Гармония», г. Москва, Россия
2002 “Личности”, выставка галереи «С.П.А.С.» в Geelvinck Hinlopen Huise Museum, Амстердам, Голландия
2003 «Авангард на Неве. Вторая половина ХХ века», выставка, организованная при участии галереи «С.П.А.С.», «Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
2003 выставка галереи «С.П.А.С», Де Вийк, Голландия
2004 выставка галереи «С.П.А.С», Апелдоорн, Голландия
2005 «Лучшие художественные галереи» (участие галереи «С.П.А.С.»), ИнфоПространство, Международный информационно-выставочный центр, Москва
2005 «Выставка художников Санкт-Петербурга» (галерея «С.П.А.С.»), Музей Геелвинк Хинлопен Хьюис, Амстердам, Нидерланды
2006 - Выставка галереи «С.П.А.С», Музей Geelvink Hinlopen Huis, Амстердам, Голландия

Александр Батурин участник более 250 групповых выставок в России и за рубежом.

Александр Батурин, старейший член стерлиговской группы, встретился со своим учителем в 1931 году в Ленинграде, и, подобно Стерлигову, претерпел суровые годы сталинизма. Вместе со Стерлиговым и еще одним студентом Батурин был арестован в 1934 году и был заключен в тюрьму на восемь месяцев. В 1935 году он был сослан в Уфу, затем арестован снова и приговорен к восьми годам Усольского лагеря. Он был освобожден только в 1956 году, после хрущевского разоблачения Сталина, и вследствие этого вернулся в Ленинград.

По возвращении в Ленинград Батурин создает серию акварелей и рисунков, посвященных воспоминаниям о ссылке и лагере. Ему удалось передать неповторимую индивидуальность людей с долей теплоты и иронии - в духе ленинградской школы 1930-х. Встретившись со Стерлиговым снова, Батурин продолжает свое изучение принципов авангарда, не изменяя своему видению живописи.

В 1960-х он разработал свой индивидуальный стиль, который остается его особенностью и поныне. Динамичный мазок и удар его кисти создают драматичную и лирическую атмосферу посредством выявления внутренней формы и пластики поверхности. Энергичный удар кисти Батурина вызывает в памяти абстрактный экспрессионизм Гартунга, всегда оставляющий сильное эмоциональное впечатление.

Однородность пространства - главное у Батурина. Ему присущи супрематистская трактовка поверхности и пространства, многослойный рисунок и тени и таинственные чары энергетики, исходящие непосредственно с поверхности холста.

Батурин далек от отрицания действительности, он приемлет власть природы. Для него природа - истинный мотив, но зачастую он склоняется в сторону идеализации действительности, что поднимает зрителя в высшие сферы духовности. Творчество Батурина наполнено любовью к природе, в этом помогают ему законы искусства и собственное видение.