english


Интернет-журнал "Новости искусства в Санкт-Петербурге"

Выставка март-апрель

Алексей филиппов

«Открытая дверь»
Живопись

15 марта - 2 апреля 2016 года

"Открытая  дверь"

После большого этапа намеренно потаенного от зрителя творчества и, как следствие, достаточного длительного «безвыставочного» отрезка времени, Алексей Филиппов представляет проекты в хронологической и концептуальной последовательности. Предшествующий, крайне важный творческий период охарактеризовался процессами поиска и развития концепции (2007 - 2012 гг.). Произведения, созданные в это время, были объединены художником в выставки «Топография формы» (Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург, 2014 г.) и «Полифония формы» (галерея «Борей», Санкт-Петербург, 2015 г.), на которых были представлены масштабные программные холсты и ставшие самостоятельными графические эскизы. Для работ этого периода определяющим концептуальным вектором, заданным художником, стали отношения формы и фона; именно они, а не сюжет, составляли драматургию произведения. В результате сложного нахождения и рождения формы фигуры на холстах Алексея Филиппова унифицировались практически до знака. Художник работал с формой, отказавшись от знания о ней, от ее идентификации, которая неминуемо происходит в нашем сознании, позволяя нам «узнавать» предметы окружающего материального мира. В попытке отказа от привычного, сразу срабатывающего у человека механизма опознавания формы, от ассоциативного опыта художник создал историю о новом узнавании формы, как будто впервые представшей глазу, и ее «ознаковлении». Параллельно с развитием и воплощением этой идеи формировался узнаваемый пластический язык, одной из особенностей которого была и остается на настоящий момент авторская техника акриловой многоступенчатой живописи, с отказом от белил и применением тонких лессировок.

Экспозицию выставочного проекта «Открытая дверь» составляют работы нового творческого этапа, созданные с 2012 по 2015 гг. Алексей Филиппов исследует жанры натюрморта, пейзажа, интерьера, обращаясь в качестве сюжетной основы будущих произведений к пространствам, окружающим автора ежедневно - художественной мастерской с реквизитом для натюрмортов и художественными материалами, интерьеру дачи, заполненному предметами быта, к аскетичному пейзажу. Художник обнаруживает стремление к ясной узнаваемой форме после напряженного периода работы над ее ознаковлением. Тем не менее, простая форма стала результатом творческого искания, за которым очевидна сложная эстетическая и умственная работа.

Практически в каждом изображенном интерьере мастерской художника или дачи существует важная смысловая деталь - открытая или полуоткрытая дверь, иногда - окно. В метафизическом смысле эти образы можно рассматривать как символ некоего перехода, изменения состояния, выхода за пределы чего-либо. Эта идея созвучна с философией актуального для художника творческого этапа. После прохождения, по словам самого автора, "каменоломней" концептуальной формы, он приходит к простоте ее воспроизведения, "открывая дверь" восприятия живописи для зрителя.

Эта идея находит воплощение в авторской пластической системе прозрачной живописи, которую художник теперь применяет на натуре и в сюжете. Несмотря на техническое разнообразие произведений (в качестве материалов выступают акрил, масло, масляная пастель, цветной карандаш) определяющим для художника становится решение живописной задачи. Заполнение форм цветом происходит по авторской многоступенчатой схеме, когда конечный цвет является итогом не смешения, а просвечивания сквозь друг друга красочных слоев, при этом порой художник отказывается от изолирующего грунта (что было характерно для произведений предшествующего периода). Так формируется чувствительная и витальная цветовая поверхность.

Как и в более ранней живописи, в произведениях нового проекта нет традиционной лепки объемов изображаемых предметов при помощи светотени и т. д., нет явных тональных максимумов - цвет, которым художник заполняет формы, равнозначно активный. Формы отличает условность и отсутствие причудливости, особенно в пейзажах, где повтор и чередование упрощенной формы составляют многоплановый ландшафт. Важным композиционным "героем" в работах А. Филиппова, как и прежде, является линия - настойчивая и контрастная, она задает ритм произведения, иногда осторожно, но уверенно определяя границу плоскостей изображения, порой - сгустки и переплетения линий (в пейзажах) становятся скелетом-основой для всей композиции. Особенностью пейзажей также становится "невозможная" точка смотрения - художник являет зрителю виды с высоты птичьего полета. Но всегда на дальнем плане, очень высоко, Алексей Филиппов оставляет горизонт, разделяющий плоскости земли и неба. Подобно образу двери и окна, горизонт, так часто встречающийся в произведениях художников ленинградского андеграунда, представляет собой границу между различными состояниями, переход в другую плоскость, в том числе, метафизический переход в другое измерение, открытие и обретение нового. Этот выставочный проект для Алексея Филиппова стал итогом такого открытия и развития новой большой истории, ведущей начало от предыдущего творческого этапа к бесконечному поиску.

Александра Малинова
искусствовед

Алексей филиппов