русский


Интернет-журнал "Новости искусства в Санкт-Петербурге"

Exhibition of October

Viktor

«Delphic album»
Painting

20 October - 8 November 2014

All the world's a performance
or
The Petersburg Ballets of Victor Borisov

 “:the eye never has enough of seeing,
nor the ear its fill of hearing”.
Ecclesiastes 1:8

The first meeting of the painter Victor Borisov with the then Leningrad audience (as well as the first meeting of the viewer with the artist) has occurred on one of the exhibitions SEFA (Society for Experimental Fine Art) exactly thirty years ago, when artists and musicians came out to the public through the torn curtain of semi-official censorship.

And now, his solo exhibitions have been actively feeding Synergetics of Petersburg art experiment more than two decades, filling the city life with spirit of creativity.

Borisov does not paint still lives. Captured by the flow of time, he paints a continuous happening of being, in which "we only dream of peace." Even the artist dreams of archaic origins of Petersburg modernity in a lethargic myth of the Russian North lit by flame energy of Russian avant-garde, has not been fading for a hundred years yet.

In the paintings by Borisov, presented at this exhibition - of his "Delphic album" (whose theme - art as a process played out before the audience) - an urban art life is seen as a permanent performance: how relentless staging of the question "What is art?" on the Petersburg world-stage of Theatre "Globe", as today's response on the age-old humanistic imperative "A human being should be beautifulin every way."

Diligent musicians and extravagant dancers in sophisticated abstract backgrounds as if are celebrating the anniversary of the legendary "The Ballets Russes", started a century ago with an exhibition of paintings and a concert - and gave rise to the avant-garde synthesis of arts, innovative aesthetics of Art Deco, still renewed the scenery of Shakespeare world-stage.

Audiences and critics have been noted long ago that Petersburg in painting by Borisov - a theater in the same sense in which “All the world’s a stage”: “And all the men and women merely players”.

 “World-stage” - is "The World as Will and Representation", a phenomenon discovered by Chopin of philosophy, poet of the art of living - Schopenhauer.

Paintings by Borisov - hard worked, inventive, multi-layered, "made??" according humanitarian criteria of Art Deco - breathe by the freshness of improvisation, emotional "irrationality" of being as a happening, marking the point "here and now" on the line of life - the intersection of ways of the artist and the viewer.

And each of his exhibition in the chamber space of an art gallery (as if on a small stage of "The Society of the Spectacle"), including artist live contact with the audience at the opening of the exhibition - it is a type of performance art, representing painting as mastery of the painter in the creative development of artist.

Such a meeting of artist, gallery owner and the viewer every time asks contemporaries in a new way the eternal question, "What is contemporary art?"

His artist’s answers Borisov encodes tin the names of exhibitions in poetic formulas, without imposing the viewer a clear reading.

Each new exhibition opens to the viewer a new perspective on diversity of Borisov’s painting in which the artist's life and the life of Petersburg are integrated into the present under the sign of eternity.

***

The theme of "modernity" in contemporary art inevitably encounters rigid assertion of Ecclesiastes: "no one knows when their hour will come" [Ecclesiastes 9:12].

For the classification of contemporary art, as we know it (or do not know), muses are not enough for a long time, and artists continue them alone pathways-driven methods to go beyond the known, to create an unprecedented and "connect the unconnected."

That's why today - in an unprecedented era of total design things and social technologies - the most convenient "discourse" to talk about the existence of art in our uncertain everyday life remains integrating concept of "synthesis of the arts" - art deco, the only live stream in the mythical history of arts, revolutionized by the XX-th century.

Art Deco understands the art as applied - that is applied to a person, which "should be beautiful in every way". In the understanding of art deco artist turns the thing in a message to a human viewer of human-artist: "We were born to make fairy tale come true."

"Russian Avant-garde", "The Ballets Russes", the "American dream", "socialist realism" - different titles of the twentieth century fairy tale which has not yet been read until the end.

"A Fairy Tale - a lie, but there is a hint", lesson, futuristic image-project of the future, towards which art moves our world:

"In 1934 Maxim Gorky asserted:
“Life, as asserted by socialist realism, is deeds, creativeness, the aim of which is the uninterrupted development of the priceless individual faculties of man, with a view to his victory over the forces of nature, for the sake of his health and longevity, for the supreme joy of living on an earth which, in conformity with the steady growth of his requirements, he wishes to mould throughout into a beautiful dwelling place for mankind, united into a single family.” [Maxim Gorky ‘Soviet Literature’ (1934) ]

Art Deco of the twentieth century (decadent and declarative, which served to the elite and the masses, which was backdrop of totalitarian empires and "decorative democracies" of "The Society of the Spectacle", which became the design of the "consumer society") in the process of decoding by method of deconstruction turns out to be much more multi-layered, multi-valued, multi-meant, since the main thing in it - personal artistry skill of the artist as a medium between art and life, art culture and technological civilization.

***

Musicians and dancers in the pictures by Borisov, grabbed by artist at the "instant of motion" like "represent" the first in the history of modern art "performance" by John Cage - "minute of silence" which lasts 4 minutes 33 seconds, when the artist was left the viewer alone with course of modernity from the past in the future, alone with the question of the place of art in accelerating life.

Feeling the presence of the silent muse of painting, we can see how the light of the future and the shadows of the past depict the present time on the screen of eternity.

Vladislav Kuznetsov, 2014

Viktor

1957 - Born in Leningrad
1982 - he graduated from Leningrad College of Applied Arts named after Vera Mukhina
1998 - Member Union of Artists
2000 - and founder of the artistic group "Vertical"
2014 - assistant professor Department of Design Institute of television, business and design

COLLECTIONS

The City Sculpture State Museum, St. Petersburg
Konstantin Fedin State Museum, Saratov, Russia
Mordovia Republican Museum of Fine Arts named after Stepan Er’zya
The State Russian Museum, St. Petersburg
Works are kept in many private collections in Germany, Austria, Canada, Korea, Kuwait, France,
Finland, Russia, Sweden, USA and Turkey.

SOLO EXHIBITIONS

1991, 1992 Exhibition Hall on Nevsky Prospect, St. Petersburg, Russia
1993 Exhibition in Germany
1995, 1996, 1997 exhibition at the City Sculpture State Museum, St. Petersburg
2000 "City of Women" gallery "National Center"
2001 "Autumn Rhythm", the exhibition center of Moscow region, St. Petersburg
2002 "Angels, stones and a time", City Sculpture State Museum, St. Petersburg
2002 "Stones and Time," Russian-German Center, St. Petersburg
2003 "Post industry", National Center Gallery, St. Petersburg
2005 "Improvisation", the exhibition center of Moscow region, St. Petersburg
2006 "Albino", Russian-German Center, St. Petersburg
2007 "SWING", gallery "Art Alley", St. Petersburg
2011 “Accumulation”, S.P.A.S. Gallery, St. Petersburg
2012 “The space of memory”, Anna Akhmatova Museum in Fountain House, St. Petersburg

english


Интернет-журнал "Новости искусства в Санкт-Петербурге"

Выставка в Октябре

Виктор

«Дельфийский альбом»
Живопись

20 октября - 8 ноября 2014 года

Весь мир - перформанс,
или
Петербургские сезоны
Виктора Борисова

«... не насытится око зрением,
не наполнится ухо слушанием».
Экклезиаст

Первая встреча живописца Виктора Борисова с тогда еще ленинградским зрителем (равно и первая встреча зрителя с художником) произошла на одной из выставок ТЭИИ ровно тридцать лет назад, когда художники и музыканты вышли к публике через разорванный занавес официозной цензуры.

И вот уже два с лишним десятка лет его персональные выставки активно подпитывают синергетику петербургского художественного эксперимента, наполняющего жизнь города духом творчества.

Борисов не пишет натюрмортов. Захваченный потоком времени, он пишет непрерывный хэппенинг бытия, в котором «покой нам только снится». Даже сны художника об архаических истоках петербургской современности в летаргическом мифе Русского Севера освещены пламенной энергией русского авангарда, не угасающей уже сотню лет.

В представленных на этой выставке картинах Борисова из его «Дельфийского альбома» (тема которого - искусство как процесс, разыгрываемый перед зрителем) урбанистическая арт-жизнь видится как перманентный перформанс: как неустанная постановка вопроса «Что есть искусство?» на петербургской сцене мир-театра «Глобус», как сегодняшний отзыв на вековой гуманистический императив «в человеке все должно быть прекрасно».

Усердные музыканты и экстравагантные танцоры в изощренных абстрактных фонах будто празднуют юбилей легендарных «Русских сезонов», начатых век назад выставкой живописи и концертом - и породивших авангардный синтез искусств, новаторскую эстетику ар-деко, поныне обновляющую декорации шекспировского мира-театра.

Зрители и критики давно заметили, что Петербург в живописи Борисова - это театр в том же смысле, в каком «весь мир - театр»: «в нем все - актеры, и каждый не одну играет роль».

Мир-театр - это «мир как воля и представление», открытый Шопеном философии, поэтом искусства жизни Шопенгауэром.

Картины Борисова - многотрудные, изобретательные, сложно-многослойные, «сделанные» по гуманистическим критериям ар-деко - дышат свежестью импровизации, эмоциональной «иррациональностью» бытия как хэппенинга, отмечающего на линии жизни точку «здесь и сейчас» - перекресток путей художника и зрителя.

И каждая его выставка в камерном пространстве арт-галереи (как бы на малой сцене «общества спектакля»), включая живой контакт художника со зрителем на открытии экспозиции - это своего рода перформанс, представляющий живопись как исполнительское мастерство живописца в процессе творческого развития автора.

Такая встреча автора, галериста и зрителя каждый раз по-новому ставит перед современниками вечный вопрос «Что такое современное искусство?»

Свои авторские ответы Борисов кодирует в названиях выставок поэтичными формулами, не навязывая зрителю однозначного прочтения.

Каждая новая выставка открывает зрителю новый взгляд на многообразие борисовской живописи, в которой жизнь художника и жизнь Петербурга интегрируются в современность под знаком вечности.

***

Тема «современности» в современном искусстве неизбежно наталкивается на жесткое утверждение Экклезиаста: «человек не знает своего времени».

Для классификации современного искусства, каким мы его знаем (или не знаем), муз не хватает уже давно, а художники продолжают только им одним ведомыми путями-методами выходить за рамки известного, творить невиданное и «соединять несоединимое».

Потому-то и сегодня - в небывалую эпоху тотального дизайна вещей и социальных технологий - наиболее удобным «дискурсом» для разговора о бытии искусства в нашей неопределенной повседневности остается интегрирующая концепция «синтеза искусств» - ар-деко, единственная живая струя в мифической истории искусств, революционизированной ХХ-м веком.

Ар-деко понимает все искусство как прикладное - то есть приложенное к человеку, в котором «все должно быть прекрасно». В понимании ар-деко художник превращает вещь в послание человеку-зрителю от человека-художника: «мы рождены, чтоб сказку сделать былью».

«Русский авангард», «Русские сезоны», «американская мечта», «социалистический реализм» - разные названия еще не прочитанной до конца сказки ХХ века.

«Сказка - ложь, да в ней намек», урок, футуристический образ-проект будущего, навстречу которому искусство движет наш мир:

«в 1934 году Максим Горький утверждал:

«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью»».

Ар-деко ХХ века (декадентское и декларативное, служившее элите и массам, бывшее декорацией тоталитарных империй и «декоративных демократий» «общества спектакля», ставшее дизайном «общества потребления») в процессе декодирования методом деконструкции оказывается гораздо многослойнее, многозначнее, многосмысленнее, поскольку главное в нем - артистизм персонального мастерства художника как медиума между искусством и жизнью, художественной культурой и технологической цивилизацией.

***

Музыканты и танцоры на картинах Борисова, схваченные художником в «момент движения», словно «репрезентируют» первый в истории современного искусства «перформанс» Джона Кейджа - «минуту молчания» длительностью 4 минуты 33 секунды, когда художник оставил зрителя наедине с течением современности из прошлого в будущее, наедине с вопросом о месте искусства в ускоряющейся жизни.

Ощущая присутствие молчаливой музы живописи, мы видим, как свет будущего и тени прошлого рисуют современность на экране вечности.

Владислав Кузнецов, 2014

Виктор

1957 -родился в Ленинграде
1982 - окончил ЛВХПУ им. В.И. Мухиной
1998 - член Союза художников
2000 - основатель художественной группы «Вертикаль»
2014 - доцент кафедры дизайна Института телевидения , бизнеса и дизайна

КОЛЛЕКЦИИ

Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург
Государственный Музей К. Федина, Саратов
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Работы находятся во многих частных коллекциях в Германии, Австрии, Канаде, Корее, Кувейте, Франции, Финляндии, России, Швеции, США, Турции.

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1991, 1992 выставочный зал на Невском проспекте, Санкт-Петербург, Россия
1993 выставка в Германии
1995, 1996, 1997 выставки в государственном музее городской скульптуры, Санкт-Петербург
2000 «Город женщин», галерея «Национальный центр»
2001 «Осенний ритм», выставочный центр Московского района, Санкт-Петербург
2002 «Ангелы, камни и время», Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург
2002 «Камни и время», российско-немецкий центр, Санкт-Петербург
2003 “Post industry”, галерея «Национальный центр», Санкт-Петербург
2005 «Импровизации», выставочный центр Московского района, Санкт-Петербург
2006 «Альбиносия», русско-немецкий центр, Санкт-Петербург
2007 “SWING”, галерея «Арт-аллея», Санкт-Петербург
2011 «Аккумуляция», галерея «С.П.А.С.», Санкт-Петербург
2012 «Пространство памяти», Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург