S.P.A.S. gallery english

Архив выставок

 
Текущая выставка
Архив выставок
О нас
Контакты
Оставить отзыв


Интернет-журнал «Новости искусства в Санкт-Петербурге»

Александр Борков

Живопись, графика
14 апреля – 10 мая 2009

«Высокое племя деревьев»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ

  1. Осенний пейзаж. 2008. Б., акв. 51х65
  2. Сосна. 2008. Б., акв. 61х42
  3. Старое дерево. 2008. Б., акв. 46х60
  4. Прогулка. Удельный парк. 2009. Б., акв. 72х97
  5. Виноградники Тосканы. 2006. Б., акв. 72х97
  6. Весна. 2008. Б., акв. 72х97
  7. Пейзаж. 2008. Б., акв. 72х97
  8. Оливы. Тоскана. 2006. Б., акв. 72х97
  9. Солнечный день. 2006. Б., акр. 72х97
  10. Пейзаж. 2007. Б., акр. 72х97
  11. Новодевичий монастырь. Диптих. 1990. Х., м. 60х160
  12. Лесное озеро. 2007. Х., акр. 50х70
  13. Встреча под платанами. 2008. Х., акр., м. 60х70
  14. Красные деревья. 2007. Х., м. 50х60
  15. Павловск. 2007. Х., акр. 60х70
  16. Синий дом. 2007. Х., акр. 60х70
  17. 17 .Пейзаж. 2008. Х., акр. 70х80,
  18. Сан-Суси. 2001. Х., м. 60х70
  19. Флоренция. 2005. Х., м. 50х60
  20. Ночной пейзаж. 1991. Х. м. 50х60
  21. Старый мост в Новой Ладоге. 2003. Х., м. 50х50
  22. Закат. Набережная Макарова. 2002. Х., м. 35х50
  23. Тоскана. 1999. Х., м. 40х50
  24. В парке. Павловск. 2001. Х., м. 40х50
  25. Прогулки. Удельный парк. 2009. Х., м. 50х70
  26. Купальщицы. Перед грозой. 2007. Х., акр. 60х80
  27. Купальщицы. Лесное озеро. 2007. Х., акр. 60х80
  28. Дома и деревья. 2006. Х., акр. 60х80
  29. Пейзаж с розовым облаком. 2008. Х., м. 45х55
  30. Лесной мост. 2008. Планшет, х., акр. 75х55,5
  31. Деревья. 2008. Х., м. 80х30
  32. Закат на Ладоге. 2001. Х., м. 60х70
  33. Зимний пейзаж. 2009. Б., акр. 30х40
  34. В Петродворце. 2008. Б., м. 30х40
  35. Остия Антика. 2008. Б., м. 40х30
  36. Цветущий сад. 2008. Б., м. 30х40
  37. Пейзаж с красной коровой. 2006. Х., м. 50х60
  38. Летний сад. 2005. Б., акр. 60х50
  39. Вечер. Павловский парк. 2005. Б., акр. 60х50
  40. Закат. 2007. Х., акр. 18х13
  41. Лесной пейзаж. 2007. Х., акр. 20,5х15,5,
  42. Зима. Летний сад. 2009. Х., м. 40х80
  43. Пейзаж. 2009. Х., м. 30х24
  44. Прогулки. Удельный парк. 2009. Х., м. 21х30
  45. Прогулки. Удельный парк. 2009. Х., м. 21х30
  46. Прогулки. Удельный парк. 2009. Х., м. 21х30
  47. Зимний вечер. 2009. Х., м. 21х30
  48. Пейзаж с трактором. 2009. Х., м. 30х21
  49. Мост через лесную речку. 2008. Х., м. 50х40
  50. Дождливый день. 2008. Х., акр. 50х60
  51. Городской мотив. 1997. Х., м. 30х40
  52. Монреаль. Мост Жака Картье. 1998. Х., м. 40х50

Претерпеваем радости вседневья,
нас тешит суета, знобит успех.
И к небу вознесенные деревья –
как тихие молитвы обо всех.

О нас, дружок, с тобой – наверно, ясень,
о ком-то – липа и о ком-то – клен.
И Богу кажется, что мир прекрасен
и племенем высоким населен.

Глеб Семенов

Дерево, это удивительно прекрасное создание природы, прочно занимает в искусстве место одного из главных, базисных образов. Органично структурирующее пространство, возвышенное по самой своей конструкции,  сложное и неизменно гармоничное в бесконечно разнообразном плетении ветвей, дерево способно отозваться практически на любой комплекс человеческих смыслов и переживаний, от райского Древа познания до ядовитого Анчара или печально одинокой северной сосны. В деревьях явственна зримая опора едва ли не всем нашим глубинным духовным, эстетическим интуициям. И вот еще одна версия диалога с «высоким племенем деревьев» – на выставке известного питерского живописца Александра Боркова.

Больше всего поражает здесь возможность взять, выразить собственную ноту, звучание которой я бы обозначил как спонтанность. Не нагруженные шлейфом заданных ассоциаций, свободные от каких-либо метафорических значений, композиции Боркова демонстрируют некое изначальное родство пластики живописной и органической. Движение кисти и произрастание деревьев – в едином естественном ритме, в общей самотворящей устремленности, в унисон.

Испытывая жгучую зависть к подобной (недоступной, например, моим тяжеловесно «аналитическим» писаниям) легкости и убедительности в трактовке вечного мотива, я решил выведать ее секрет у автора выставки, с которым довольно давно знаком.

За неимением специального мандата не берусь оценить степень пластических талантов, но могу утверждать, что одаренность Боркова очевидна. Верный знак призвания, по-моему, – увлеченность. В те редкие счастливые дни, когда Александр Петрович навещает нас на даче, сколь рано ни выйди из дома, непременно увидишь его, уже сделавшего пару-тройку натурных акварелей. Александр Петрович не любитель весьма популярных в нашем отечестве отвлеченно-философических бесед. Но едва разговор хоть краем коснется изобразительных искусств, несловоохотливый художник сразу включится, сразу выскажет свое оригинальное, всегда интересное мнение. Прочувствованное, а потому веское, внятное, приятно превосходящее стандартные наборы модных имен или эпитетов.

В подходящей для душевного разговора атмосфере, я решился на интервью: 
– Саша, чем вообще художник отличается, допустим, от фармацевта?
– Ничем. Один знает химию, другой не знает. Ну, может, фармацевту не требуется столько чувств в его работе.
–  Когда открылось «особое» желание рисовать?
–  Давно, еще в детском саду. Помню, меня разбудили в «тихий час», чтобы срочно нарисовал для выставки цыплят. Цыплята у меня почему-то очень уж хорошо получались.
–  Стало быть, успех вдохновил? Славой повеяло?
–  Ха-ха, не помню. Наверное, было приятно…
–  Был кто-то, кто серьезно повлиял, помог?
– Был – Борис Годунов. Борис Николаевич Годунов, учитель рисования в Старой Ладоге.
–  А что служит импульсом, толчком к созданию очередного образа? Красивый пластический мотив?
– Нет, сначала настроение, какая-то эмоция, какие-то отношения тонов, общая гамма.
–  И дальше? С чего начинается работа?
– Холст выбираешь: вертикально или горизонтально. Затем пятно, затем ищется вся форма. Живопись есть живопись. Я не люблю, когда там литература, а то и всякие тексты с пояснением, концепции. Краски, цвет, соотношения пятен, контрасты – форма должна все говорить.
–  Так вы формалист?
–  Формалист? Ну да… чувственный. 
Собственно, глубже этого полушутливого определения проникнуть во внутренний мир «чувственного формалиста» Александра Боркова у меня не получилось. Но ведь художник сам сказал, что для него сюжет – не главное. Главное – настроение. Оттенки авторского чувства в оттенках различных пластических решений.

На нынешней выставке художник представил ряд работ, объединенных темой постоянно вдохновляющих его, так естественно, мощно и красиво вздымающихся от земли к небу деревьев. Тема богатая, зовущая порассуждать насчет ее многозначной символики, но умолчим.

Думаю, молчаливые деревья в холстах и акварелях расскажут о Саше Боркове много больше и гораздо лучше, чем мой текст. 

Александр Дриккер,
доктор культурологии, профессор СПбГУ,
ведущий научный сотрудник ГРМ

Александр Борков

Александр родился в 1961 году в Новой Ладоге. В 1987 году он окончил факультет графики Ленинградского Педагогического института им. Герцена. С 1987 он постоянно принимает участие в ежегодных выставках в Санкт-Петербурге (Ленинграде) и Москве.
В 1991 вступил Санкт-Петербургский Союз художников.
Александр живёт и работает в Санкт-Петербурге.

МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ

  • Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург, Россия
  • Центральный Выставочный Зал “Манеж”, Санкт-Петербург, Россия

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

  • 1991 Летний сад, Ленинград, СССР
  • 1995 Томпсон Хауз, Монреаль Канада
  • 1997 Арт коллегия, Санкт-Петербург, Россия
  • 1998 Москва-Квебек, Москва, Россия
  • 1999 галерея «С.П.А.С», Санкт – Петербург, Россия
  • 1999 Исторический музей, г. новая Ладога, Россия
  • 2000 Частная галерея, Франкфурт на Майне, Германия
  • 2002  галерея «С.П.А.С.», Санкт-Петербург, Россия
  • 2002 отель Хилтон, Франкфурт на Майне, Германия
  • 2003 галерея «С.П.А.С.», Санкт-Петербург, Россия
  • 2007 «Город», галерея «Матисс-клуб», Санкт-Петербург, Россия
  • 2007 -2008 Живопись. Школа искусств. Сиверская. Россия
  • 2008 ЦДХ, Москва
  • 2008  Живопись. Центр современной литературы и книги. Санкт-Петербург
  • 2008 «Странствия». Fine arts, салон для художников. Санкт-Петербург

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

  • Всесоюзная выставка  Художественно-графических факультетов России, Центральный выставочный зал, Москва, СССР
  • Два поколения. Музей городской истории, Ленинград, СССР
  • Белые Ночи. Санкт – Петербургский союз художников, Ленинград, СССР
  • Арт-миф. Клуб художников, Москва, Россия
  • искусство Ленинграда, Швеция
  • С берегов Невы. Наген, Германия
  • 1991 Русское искусство. Южная Корея
  • 1991 Арт-миф-2. Центральный выставочный зал, Москва, Россия
  • 1991 Совместная выставка русских и французских художников. Лонжви, Франция
  • ТИАС-92. Токио, Япония
  • 1992 Портрет города. Марбург, Германия
  • Новая живопись Санкт-Петербурга. Галерея «Антика», Италия
  • Город. Центральный  выставочный зал, Санкт-Петербург, Россия
  • 1994 Галерея Винсента Донахью. Монреаль, Канада
  • Художественная реальность. Центральный выставочный зал,  Санкт-Петербург, Россия
  • Выставка акварелей.  Галерея «Анри-Кадр», Монреаль, Канада
  • 1996 Рождественская выставка. Союз художников, Санкт-Петербург, Россия
  • Петербург’96. Центральный выставочный зал, Санкт-Петербург, Россия
  • 1997 Несравненные времена. Современные художники Петербурга. Бад Хомбург, Германия
  • Петербург’97. Центральный выставочный зал, Санкт-Петербург, Россия
  • 1998 Арт  -  фестиваль «Анатомия современного искусства Санкт-Петербурга», Арт Коллегия, Санкт – Петербург, Россия
  • 1998 «Аппелдорн, Нидерланды», галерея «С.П.А.С», Санкт-Петербург, Россия
  • Петербург’98, Центральный выставочный зал, Санкт-Петербург, Россия
  • Весенняя выставка, Союз художников, Санкт-Петербург, Россия
  • 2000 Осенняя выставка, Союз художников, Санкт-Петербург, Россия
  • 2000 «300 лет Андреевскому флагу», Союз художников, Санкт-Петербург, Россия
  • 2000 «Акварель», Лекторий Государственного Русского Музея, Санкт-Петербург, Россия
  • «Гуашь», Лекторий Государственного Русского Музея, Санкт-Петербург, Россия
  • 2001 «Мексика – Россия, акварель», Центральный выставочный зал, Санкт-Петербург, Россия
  • 2001 Первые акварели XXI, галерея «Голубая гостиная», Санкт-Петербург, Россия
  • 2001 Акварель + , галерея «ART-Гавань», Санкт -Петербург, Россия
  • Акварельный Концер 002, Дом Журналистов, Санкт-Петербург, Россия
  • 2002 Акварель, галерея «Невограф»,  Санкт-Петербург, Россия
  • 2002 Евро Пастель, Передвижная выставка, Пьемонт, Италия
  • 2002 Выставка преподавателей и студентов РГПУ им. Герцена, Университет Айовы, Айова, США
  • «Балет? Балет. Балет!» - Выставка галереи «С.П.А.С.», галерея DAR, Цюрих, Швейцария
  • Выставка галереи «С.П.А.С.», Апелдоорн, Голландия

…Как признается Александр Борков, он всегда рисовал. Но вкусы и пристрастия определились не сразу. Поначалу (до 1987) шло накопление информации, впитывание.

Впечатления еще не дифференцировались, акценты не расставлялись. Не было у художника и каких-либо наставников, поводырей, которые помогли бы ему быстрее выйти на свою стезю. Творческое самоопределение художника произошло как реализация особенностей собственного характера, натуры. Человек, доверяющий прежде всего чувству, он не изобретал, не конструировал свое творческое кредо.

Именно природа дарования художника, не склонного к «умствованиям», к отвлеченному теоретизированию, вывела его к необходимым ему ориентирам. Все более раскрывающиеся качества живописца-колориста помогли без особого труда найти в истории искусства родственные души, обрести свою генеалогию.

Через цвет, через его энергетическое воздействие идет к личностному первооткрытию мира Борков. Ему удается воскресить в себе непосредственность почти детского приятия всего сущего. Детство тяготеет к веселой, задорной игре. И художник своими работами легко вписывается в игровую струю сегодняшней культуры, порой упиваясь театральной зрелищностью событий, принимая маскарад современности, но при этом – не надевая маски. Он понимает, к примеру, что даже ход от прозрачной детскости к «принципиальному» примитиву был для него искусственным. Из импульсивного изобразительного описания возникает своего рода модель мира – пластичного, живого, исполненного потенции движения.

Его любимые жанры - пейзаж, пейзаж с изображением людей, городская сцена. Мощный и свободный мазок, живое впечатление сиюминутности, декоративные сочетания ярких, насыщенных красок – все эти средства, которые использует художник, создают ощущение избытка энергии, готовой выплеснуться за границы его картин.