S.P.A.S. gallery english

Текущая выставка

Текущая выставка
Архив выставок
О нас
Контакты
Оставить отзыв


Интернет-журнал «Новости искусства в Санкт-Петербурге»

ВАН ( ВИКТОР НОРКИН)

«Ловец реактивных жуков или огонь внутри меня»

Живопись

    7 мая – 2 июня 2012 года

 
 
 
 
     
 
 
 
 
 
 

ОГОНЬ  ВНУТРИ  НЕГО

Картины ВАНа содержат большое количество повторяющихся предметов, с течением лет преобразившихся до состояния символа, почти знака.

И ещё больше вариантов для интерпретации смысла и содержания самих произведений. Зрители трактуют их каждый на свой лад, находя что-то близкое и знакомое для себя, а кто не находит – крутит пальцем у виска. Правду может сказать только сам автор, но никогда этого не сделает по одной причине: он уверен, что искусство обязано быть таинственным.

И потому – ВАН очень удобный художник для людей, пишущих о нем.

Вопреки многим суждениям, я не нахожу в этих картинах безмятежного спокойствия или детской наивности. Почти в каждой мне рисуется трагедия человека, наложившего печать на свои уста, закрывшего глаза и устремившего взор  вглубь себя. Быть может, я сгущаю краски, но не умею понимать его творчество иначе. Тайна захватывает, туманит рассудок, не позволяя коротко и ясно выражать свои мысли.

Представьте себе некое пространство, разделенное незримой границей. С одной стороны живем все мы, люди. Спим, едим, на работу ходим. А с другой стороны живет ВАН. Тоже человек. Тоже ест, спит и работает. С виду  такой же, как все. В чём отличие? В том, что он может перейти границу и жить среди нас, а нам в его пространство, называемое «творчеством ВАНа», хода нет. И, вроде, не запрещает никто. И граница не видна, даже толком не понимаешь, где она, а войти нельзя. Мы посещаем выставки и заглядываем в этот полный загадок и вопросов мир через окошечки-холсты, открытые для нас художником. Холсты с годами увеличиваются в размерах – это радует нас, но и озадачивает: чем больше видишь, тем больше вопросов возникает.

Автора эта ситуация не смущает. Он не замечает ни её, ни появившейся границы. И, кажется, думает, что всё, понятное ему, понятно и очевидно всем вокруг. В меру сил он отвечает на многочисленные вопросы, но природа не создала его слишком разговорчивым.

Робкий, тихий, чуть-чуть виноватый и всегда босой – вот ВАН, которого мы видели десятки лет на картинах и в жизни, и привыкли к этому образу, и полюбили его…

Но молчание его никогда не означало покорность.

Прогуливающийся верхом на лошади, ныряющий в прохладу лесных озёр, дремлющий на камушке, убаюканный шумом прибрежных волн, погрузившийся в раздумья, забывший обо всём…

Но забывчивость эта никогда не означала беззаботность.

Не смея подойти близко, мы лишь подглядываем, боясь потревожить, разрушить хрупкий мир. Мы так привыкли к сжатым губам и опущенным векам, что не представляем ВАНа другим. А в тихом омуте – сами знаете… Что, если он копит силы? Если его безмолвие – это затишье перед боем? Он сорвёт с губ печать, и, как искры из жерла вулкана, посыплются сперва неясные бормотания, а потом потоками раскалённой лавы прольются слова и рыдания, годами таившиеся внутри.

Не боясь юродствовать, даже в ущерб прежнему образу, он будет плевать огнём, расплёскивая его как воду, рискуя спалить всё вокруг. Не со зла, а от отчаянья и одиночества. Привычка быть одиноким движет им. И, видя, что он, ВАН – один в поле воин – он не попросит о помощи. Он создаст её сам, клонируя себя. Орошённая огнём земля выпустит из недр своих огненные всходы. И встанет армия у ВАНа за спиной. И будет битва. И ВАН победит.
И, победив самого себя, начнёт с нуля.

Избавившись от бесполезных планов и надежд, уничтожив тревоги в бою, выдернув с корнем ожидание чуда, испепелив опоздавшие на много лет письма, как аллегорию прошедшего времени, утопив в огне бесполезную, наивную сказку – последний островок детства, ВАН, как очищенный от ракушек и бородавок корабль, уйдёт в новое плаванье.

И будут рождаться картины, освобождая ВАНа, художника и человека, от бремени новых идей, переживаний, не позволяя взорваться и сгореть ему изнутри. И победа не даст абсолютного счастья, лишь временное утешение и ощущение кажущейся свободы. Каждый новый холст и шаг оставят след. Пройдёт немного времени, и следы обрастут сорняками, которые снова начнут колоть босые ноги.

Светлана Норкина
Пенза, март 2012г.

ВИКТОР НОРКИН
(творческий псевдоним - ВАН)

1964 - родился в Пензе 
Окончил Детскую художественную школу № 1
1984 - окончил театральное отделение Пензенского худ. училища
Около года проработал художником в Областном драмтеатре
Живописец, преподаватель Детской художественной школы
2001 - член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников

Мои картины - это какие-то случаи, которые со мной происходили, или впечатления. Вот, например, выпал снег - он хрустит под ногами, и мне интересно, как его нарисовать таким - хрустящим. Пишу, в общем, о себе. Поскольку себя я лучше всех знаю. Редко, но бывает, что вещи, которые пишу, сбываются.

Виктор Норкин

КОЛЛЕКЦИИ

Пензенская Государственная картинная галерея им. К.А.Савицкого
Московский Государственный музей народной графики

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1987 детско-юношеская библиотека г. Пензы
1990 «Танец под луной», галерея на Ново-Посадской, г. Пенза
1994 «Просто так…», выставочный зал  г. Сергиев Посад
1996 «В окно, что ль, загляделся я», галерея на Ново-Посадской, г. Пенза
2001 галерея «Меандр», г. Тольятти
2001 Музей-салон классич. культуры, г. Заречный, Пензенская обл.
2008 «Все загадки кругом, да чужие глаза», галерея «С.П.А.С.», Санкт-Петербург
2010 «Мои погоны – из снега», галерея «С.П.А.С.», Санкт-Петербург
2010 «Причудливым движениям поверьте»,  Пензенская государственная  картинная галерея им. К.А.Савицкого, выставочный зал Пензенского строительного колледжа,  г. Пенза
2010 "Нет радости без тебя",  галерея "Грузиньякъ",  Берлин? Uthvfybz 
2011 "Сегодня тёплая зима, наверно, хочет пожалеть меня...",  Московский государственный музей народной графики, Москва
2011 "Романтическое приключение", галерея «Грузиньякъ», Берлин, Германия
2011 "Сегодня тёплая зима, наверно, хочет пожалеть меня...",  Музей-Галерея ISS, гостиничный комплекс "Чистые Пруды", г. Пенза
2011-2012 "Памяти Львуна...",  Музей-Галерея ISS, гостиничный комплекс "Чистые Пруды",  г. Пенза
2011-2012 "Причудливым движениям поверьте...", галерея "Вавилон",  г.Самара

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1988 – молодежная выставка, посвященная комсомолу, выставочный зал кинотеатра «Современник», г. Пенза
1988 – выставка объединения «Зеркало», выставочный зал на ул. Кирова, 15г, Пенза   
1989 – выставка объединения «Зеркало», выставочный зал клуба МГУ, ул. Герцена, 1,  Москва
1989 – выставка молодых советских художников. Организатор – совместное советско-канадское предприятие «Книга Принтшоп», Международный торговый центр, Москва
1990 – выставка троих: ВАН, К. Норкин, В. Заваровский, галерея на Ново-Посадской, г. Пенза
1991 – ВАН, Н. Волохо, В. Симонов, E. Суходрев – выставка в г. Аахен, Германия
1988, 1991, 1993 – выставка объединения «Зеркало», галерея на Ново-Посадской, г. Пенза
1992 – «В Пензе и около …», картинная галерея им. К.А.Савицкого, г. Пенза
1994 – «Новые имена», Женева, Швейцария
1995 – выставка троих: ВАН, К. Норкин, Н. Норкина, галерея на Ново-Посадской, г. Пенза
1996 – юбилейная выставка объединения «Зеркало» с презентацией каталога, г. Пенза
1997 – выставка «Осколки зеркала»
1999 – выставка преподавателей детской художественной школы № 1 им. В.Е. Татлина, Литературный музей г. Пензы
2000 – «Рубеж», группа московских художников «Норд», ЦДХ, Москва
2001 – «Именины сердца», группа московских художников «Норд», ЦДХ,  Москва
2002 – выставка преподавателей детских художественных школ и школ искусств г. Пензы, картинная галерея им. К.А.Савицкого
2004 – выставка группы «Зеркало» в Музее-салоне классической культуры, г. Заречный, Пензенская область
2010 – «Современные романтики. Санкт-Петербург». Галерея «С.П.А.С.» на Открытой Арт-ярмарке в Утрехте, Нидерланды
2010 – «Из России с любовью», выставка галереи «С.П.А.С.», Флоренция, Италия
2010 – 2011 - "Русские мозаики",  Allagallery, Стокгольм, Швеция 
2011 "ART... ESSENZ N13", Sony Center, Потсдамская площадь, Берлин

ПУБЛИКАЦИИ

1991 – публикация в Московском сборнике молодых писателей «Крест-накрест»: иллюстрации к повести Руслана Марсовича «Крылатый львун» и др.
1994 – публикация в журнале «Сура», г. Пенза: иллюстрации, обложка