Батурин Александр
1914 Родился в Гельсингфорсе (Хельсинки)
1924 - 1930 Жил и учился в школе в городе Шадринск
1930 Переехал с родителями в Ленинград
1931 Встретился с учеником Малевича, В. Стер"ли"го"вым; начал регулярно посещать его мастерскую
1932 Зачислен на Рабфак ИЗО, но вскоре исключен по социальному происхождению
1934 Арест Стерлигова и его учеников. А. Батурин проводит в тюрьме 8 месяцев
1935 Ссылка в Уфу
1938 Новый арест в Уфе. Приговорен к 8 годам лагерей
1946 Окончание срока в лагере. Ограничение проживания в крупных городах (- 36)
1956 Реабилитация и возвращение в Ленинград. Вторая встреча с В. Стерлиговым. Начало работы в области дизайна
1973 Становится членом Союза Художников
1989 Прекращение работы в области дизайна. Занимается исключительно живописью
1994 Присуждение премии имени искусствоведа Н. Пунина
2002 Выпущена книга «Александр Батурин» из серии «Авангард на Неве»
2003 скончался в Санкт-Петербурге
МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург, Россия
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Музей Истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия
Архангельский Музей Изобразительного Искусства, Архангельск, Россия
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1978 «Александр Батурин». Выставочный зал Союза художников РСФСР (Охта). Ленинград
1979 «Живопись. Графика». ЛОСХ РСФСР. Комбинат графического искусства ЛОХФ РСФСР. Ленинград
1991 «Александр Батурин». Малый зал Ленинградского отделения Союза художников СССР
1992 «Александр Батурин». Салон Анели Вруно. Амстердам, Голландия
1993 «Мир художника». Центр искусств им. С.П. Дягилева и Музей Академии художеств (Голубой зал). Санкт-Петербург
1994 «Александр Батурин». Галерея «Гильдия Мастеров». Санкт-Петербург
1994 Юбилейная выставка. Галерея «С.П.А.С.». Санкт-Петербург
1995 «Александр Батурин». Институт Александра Батурина, Париж
1996 Презентация учреждённого в Париже Института Александра Батурина. Галерея «С.П.А.С.». Санкт-Петербург
1996 «Живопись и пастель». Выставка в здании Мэрии 7-го округа Парижа. (Институт Александра Батурина)
1997 «Александр Батурин». Галерея «Ликон». Хемниц, Германия
1997 «Пастели и рисунки». Галерея «С.П.А.С.». Санкт-Петербург
1997 «Геометрия природы». Выставочный центр «Невограф» при взаимодействии с парижским Институтом Александра Батурина. Санкт-Петербург
1997 Выставка в издательстве журнала -Нева", Санкт - Петербург, Россия
1998 Роттердам. Нидерланды
1998 «Александр Батурин. Живопись. Пастель». Галерея «Гильдия Мастеров». Санкт-Петербург
1998 «Вырица. Год 1988-й». Галерея «С.П.А.С.». Санкт-Петербург
1999 «Александр Батурин». Юбилейная выставка. Союз художников России. Санкт-Петербург
2000 «В Пушкинских Горах. Село Михайловское». Галерея «Гильдия Мастеров». Санкт-Петербург
2000 Пушкинские горы, Михайловское, Россия
2000 «Пейзажи Вырицы и Михайловского», Галерея « С.П.А.С.», Санкт - Петербург, Россия
2001 Галерея «С.П.А.С.», Санкт - Петербург, Россия
2004 Галерея «С.П.А.С.», Санкт - Петербург, Россия
Александр Батурин участник более 250 групповых выставок в России и за рубежом.
Александр Батурин, старейший член стерлиговской группы, встретился со своим учителем в 1931 году в Ленинграде, и, подобно Стерлигову, претерпел суровые годы сталинизма. Вместе со Стерлиговым и еще одним студентом Батурин был арестован в 1934 году и был заключен в тюрьму на восемь месяцев. В 1935 году он был сослан в Уфу, затем арестован снова и приговорен к восьми годам Усольского лагеря. Он был освобожден только в 1956 году, после хрущевского разоблачения Сталина, и вследствие этого вернулся в Ленинград.
По возвращении в Ленинград Батурин создает серию акварелей и рисунков, посвященных воспоминаниям о ссылке и лагере. Ему удалось передать неповторимую индивидуальность людей с долей теплоты и иронии - в духе ленинградской школы 1930-х. Встретившись со Стерлиговым снова, Батурин продолжает свое изучение принципов авангарда, не изменяя своему видению живописи.
В 1960-х он разработал свой индивидуальный стиль, который остается его особенностью и поныне. Динамичный мазок и удар его кисти создают драматичную и лирическую атмосферу посредством выявления внутренней формы и пластики поверхности. Энергичный удар кисти Батурина вызывает в памяти абстрактный экспрессионизм Гартунга, всегда оставляющий сильное эмоциональное впечатление.
Однородность пространства - главное у Батурина. Ему присущи супрематистская трактовка поверхности и пространства, многослойный рисунок и тени и таинственные чары энергетики, исходящие непосредственно с поверхности холста.
Батурин далек от отрицания действительности, он приемлет власть природы. Для него природа - истинный мотив, но зачастую он склоняется в сторону идеализации действительности, что поднимает зрителя в высшие сферы духовности. Творчество Батурина наполнено любовью к природе, в этом помогают ему законы искусства и собственное видение.