Бобылев Алексей
Галерея "С.П.А.С." представляет известного петербургского художника, с которым сотрудничает более десяти лет. Картины этого художника выставляются на протяжении всего этого времени только в галерее "С.П.А.С.", и украшают стены сотен и сотен домов, как в России, так и за рубежом.
Творчество Алексея Бобылева - воплощение живописи в полном смысле слова, ибо его картины буквально живут, дышат жизнью, заражают своей энергией и передают необыкновенное жизнелюбие их автора. Такими же яркими и полнокровными, как его картины, являются судьба и творческий путь, освещенные чередой блестящих успехов ныне семидесятилетнего мастера.
Будущий художник родился в казачьей станице на юге России в 1927. Интерес к рисованию пробудился у него еще в детские годы, однако тому времени, когда искусство заняло основное место в его жизни, предшествовал труд на металлургическом заводе, работа в качестве пастуха и объездчика диких лошадей, партизанский отряд в годы войны, серьезное увлечение музыкой и даже съемки в кино. Тем не менее, желание заниматься искусством одержало верх, и после обучения в художественном училище привело Алексея Бобылева в Ленинград, в институт имени И.Е.Репина, который он с успехом окончил в 1956 году, получив серебряную медаль. Выпускник института посвящает себя восстановлению уникальных памятников прошлого, произведений искусства, работая в качестве художника-реставратора в специальных научно-реставрационных производственных мастерских в Государственном Эрмитаже, а затем в специализированном монтажно-строительном управлении.
За время своей работы мастер приобрел высочайшую квалификацию и репутацию одного из ведущих художников-реставраторов нашего города и России. Перечень памятников, которые он восстанавливал, настолько внушителен, что, не имея возможности привести названия всех 64 объектов, входящих в него, достаточно упомянуть наиболее значительные из них, такие как росписи в барабане купола Казанского собора, живописного и скульптурного кабинетов Екатерининского дворца, павильона Катальная горка в Ломоносове, Строгановского, Юсуповского и Елагина дворцов, Иорданской и Стасовской лестниц, Малахитового и ряда других залов Эрмитажа, а также восстановление живописи в музее-квартире Шаляпина и научно-реставрационное и археологическое исследование уникального памятника архитектуры первой четверти ХVIII века - Сампсониевского собора.
Реставрация каждого такого объекта представляет собой комплексную задачу (документальное, историческое и археологическое исследование, восстановление каждой детали, составляющей интерьер, включая настенную и плафонную живопись, картины, мебель, ткани), решение которой требует от специалиста высокого профессионализма, глубокого знания техники и технологии реставрации и консервации произведений искусства и своего рода художественного универсализма.
Всеми этими качествами обладает А.Бобылев. Он в совершенстве освоил технику фресковой, масляной, темперной, акварельной, пастельной, миниатюрной живописи, росписи по фарфору, ткани, дереву. Однако художник-реставратор, каким является А.Бобылев, - не просто ремесленник, он должен владеть идеальным рисунком, правилами композиционного построения и законами линейной и воздушной перспективы, а также безукоризненно знать особенности той или иной школы, манеры письма конкретного мастера, без чего невозможно грамотно произвести восполнение утрат авторской живописи.
В настоящее время А.Бобылев целиком посвящает себя станковой живописи. Высочайшее мастерство художника и любовь к своему делу в сочетании с неуемной энергией, фантазией и желанием творить дают поистине ослепительный результат. Его полотна, написанные свободно и темпераментно, заметно отличаются друг от друга по стилю, всякий раз удивляя широте и разносторонности дарования их автора (сам он считает, что нет ничего более скучного, чем картины художника, работающего в одной манере, эксплуатирующего один и тот же однажды найденный прием), тем не менее, есть основное качество, которое их роднит. На выставке А.Бобылева возникает ощущение, что находишься в царстве цвета. Именно цвет, решаемый по-разному (с тонкой нюансировкой в среднерусских пейзажах; чистый, по-импрессионистически светлый и воздушный в морских пейзажах и натюрмортах с цветами; по-сарьяновски насыщенный и звучный в южных пейзажах; яркий, нарядный, богатый в натюрмортах с фруктами) является главной темой произведений художника.
Картины А.Бобылева рождают ощущение спонтанности и легкости исполнения. Автор замечает, что может долго вынашивать замысел одной картины, а затем написать ее alla prima, на одном дыхании, создавая живой, подвижный образ, возникший как отклик на моментальное, непосредственное впечатление.
Очевидно, главное предназначение живописи Алексея Бобылева - дарить людям свет, радость и красоту.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ХУДОЖНИКА-РЕСТАВРАТОРА БОБЫЛЕВА А.А.
(сокращенный вариант)
А. А Бобылев занимается реставрацией монументальной и станковой живописи с 1948 года.
С 1948 по 1950 годы и с 1964 по 1971 годы тов. Бобылев А.А. работал в качестве художника-реставратора на объектах Государственного Ордена Ленина Эрмитажа (Иорданская лестница, зал Снейдерса , Стасовская лестница), в технике темперы по штукатурке, клейм на холстах, гризайля и полихромной (орнамент, геральдика, фигурные композиции).
Общий стаж работы А. А. Бобылева по консервации и реставрации монументальной и станковой живописи составляет сорок лет. А.А. Бобылев является одним из ведущих художников-реставраторов Ленинграда и Ленинградской области.
А.А Бобылев принимал участие в реставрации монументальных росписей, исполненных в темперной, масляной и клеевой технике по штукатурке, металлу, холсту и дереву- работы П.СКОТТИ, Ф.П.БРЮЛЛОВА, Д.Б.СКОТТИ и других художников первой половины XIX века, во многих залах зданий Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, б. особняка Сухозанета, в барабане купола б. Казанского собора, в б. Шереметевском дворце, на б. даче Дурново, в здании Вольно-Экономического общества, в Белоколонном зале б. дворца Броницкой (Юсуповых) и целом ряде других зданий-памятников архитектуры ХVIII- первой половины XIXвеков.
А.А. Бобылев принимал участие в реставрации таких уникальных произведений монументальной живописи, как росписи плафонов в Живописном и Скульптурном кабинетах Екатерининского дворца-музея, росписи А.И. и И.И. Бельских в павильоне «Верхняя ванна» в Екатерининском парке (темпера, искусственный мрамор), росписи охотничьего зала павильона «Катальная горка» работы С. Бароцци в г. Ломоносове бывшем г. Ораниенбауме (темпера, искусственный мрамор), росписи Ф .Пильмана, С. Бушуева и М. Негрубова в Ассамблейном зале дворца «Монплезир» в Петергофе.
Занимаясь реставрацией произведений монументальной живописи, А.А.Бобылев выполнял все виды работ.
А.А. Бобылев принимал участие в сложной и ответственной работе по раскрытию под многослойными записями фресковой росписи в абсиде б. церкви Конюшенного ведомства и в куполе б. Казанского собора.
При реставрации росписей в Охотничьем зале павильона «Катальная горка», б. особняке Сухозанета, ряде залов Государственного Эрмитажа, А .А. Бобылев самостоятельно разрабатывал методику реставрационных работ и руководил группами художников-реставраторов от трех до шестнадцати человек.
А.А. Бобылев имеет большой опыт и в области реставрации произведений станковой живописи и съемных плафонов, исполненных в масляной технике на холсте. Он принимал участие в реставрации плафона Д. Валериани «Апофеоз героя» в зале Б. Растрелли бывшего Строгановского дворца, четырех десюдепорте работы Ф.А. Бруни и двух плафонов работы Падованино в Малом Фельдмаршальском зале Государственного Эрмитажа.
Работая в Екатериниском дворце-музее, Алексей Бобылев самостоятельно реставрировал двадцать две картины работы Луки Джордано, К. Маратта, Гюбера Робера, А. Балестра, Ф. Фонтебассо и других художников XVII – XVIII веков.
А. А. Бобылев успешно выполнил очень сложную и ответственную работу по воссозданию погибших в годы войны росписей Екатериниского дворца-музея. На основании тщательного изучения сохранившихся фрагментов живописи, аналогий и архивных материалов им были воссозданы четыре надзеркальника работы А. И. Бельского для Картинного зала (масло, холст), двадцать восемь фигурных композиций для Скульптурного кабинета (масло, медь), пять фигурных композиций в тимпанах Живописного кабинета (масло, холст) и было произведено много других работ в рисунках, рабочих реставрационных схемах и т.д.
А. А. Бобылев принимал участие в воссоздании погибших росписей Д. Б. Скотти, А. Виги, Б. Медичи.
Воссоздание живописи в Малиновой Гостиной, Белой столовой, в Главном вестибюле Елагина дворца.
А. А. Бобылев с 1964 по 1971 год самостоятельно провел большой объем сложнейших работ по консервации, реставрации и разработке методологии и воссоздания живописи в Государственном Ордена Ленина Эрмитаже.
В залах Русского искусства – масляная живопись по холсту и штукатурке (фигурные композиции, орнамент, геральдика).
В залах Особых кладовых.
На Стасовской лестнице – темперная живопись на холсте.
Лоджии Рафаэля (11 сложных и больших многофигурных композиций, 3,20х1,10м каждая, масло, холст).
В четырех залах французского искусства (консервация, реставрация, воссоздание) – живопись по штукатурке, на холсте, по золоту и изображение бликов сусальным золотом.
Воссоздание трех сложных многофигурных композиций (полихромно искусственный мрамор) в Малахитовом зале.
Опочивальня Екатерины II – полихромная живопись по штукатурке и на холсте (орнамент, цветы, птицы, геральдика).
Два зала в отделе Месопотамии (отдел нумизматики).
С 1971 по 1973 год – 19 картин художников XVIII – первой четверти XX в музее-квартире Шаляпина, выполненные маслом на холсте и дереве и пастелью на бумаге и картоне.
С 1973 по 1975 год – в Юсуповском дворце (Фонтанка, 115) – плафон Д. Кваренги, 1798г (темперная живопись на холсте с изображением бликов сусальным золотом – фигурно-орнаментальные композиции, гризайль).
На протяжении всей деятельности, с 1948 по 1989 год, занимался научной консервацией, реставрацией, археологическими исследованиями, воссозданием утраченных произведений, разработкой методов работ, исследовал картины при помощи рентгенограмм и фотографирования в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, дублировал и вторично дублировал картины разных размеров при аварийном состоянии подлинных произведений.
Высококвалифицированный и способный мастер А.А. Бобылев заслуживает присвоенного ему звания мастера-реставратора высшей категории монументальной и станковой живописи.
НАЧАЛЬНИК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО МОНТАЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЕНГОРИСПОЛКОМА - ЗЫБИН В.К.