Выставка в апреле 2018
Житомирский Александр Арнольдович
«ВИЖУ. СЛЫШУ. ВДЫХАЮ.»
Живопись
20.03.2018 - 14.04.2018
«…на выставке случилось какое-то волшебство - черно-белая графика, в основном, пейзажи и городские зарисовки так красиво переплелись с его акварелями, гуашами, пастелями, что получился сказочный калейдоскоп: черно-белые улицы далеких городов, берега теплых морей - и рядом с ними расцветают роскошные яркие букеты. Как рассказала Людмила Нахмановна, Александр Арнольдович до самых преклонных лет практически не писал цветными красками (маслом вообще не писал, у него даже не было своей мастерской, он работал дома, за столом). Жена и друзья буквально заставили его рисовать цветы - таскали ему букеты, обрывая все окрестные клумбы. И получилась просто фантастика - он оказался великолепным колористом. Мне многие его акварели и гуаши вообще напомнили японскую цветную гравюру. Так пронзительно писать цветы - открытым цветом, при этом - без мокрых носовых платков и розовых пузырей может только настоящий мужчина. И настоящий мастер...»
Наталья Шкуренок
Житомирский Александр
Житомирский Александр Арнольдович (Соломонович)
(1907 – 1993)
Александр Житомирский принадлежал к замечательной плеяде российских художников политического фотомонтажа, среди которых были Александр Родченко, Эль Лисицкий и Густав Клуцке.
Он приехал в Москву в 1925 году из Ростова-на-Дону в очень благоприятное для творчества время. Страна восстанавливалась после Гражданской войны. Начало издаваться множество газет и журналов. Существовала острая необходимость в иллюстративном материале.
В первые московские годы Александр Житомирский занимался рисунком и живописью у замечательного художника-колориста Ильи Машкова. Мастерство графики ему преподавал Владимир Фаворский.
В 1930 году Житомирский начинает работать карикатуристом в «Рабочей газете» и одновременно художником-оформителем в журналах «Социалистическая индустрия» и «Иллюстрированная газета». Довольно быстро к нему пришло признание талантливого иллюстратора, карикатуриста и оформителя журналов и книг. Искрометность художественных образов, мгновенная реакция на текущие события – всё это было его стихией.
Примерно в середине 20-х годов в издательскую и рекламную практику в России широко вошел фотомонтаж. Так, острая нехватка изобразительного материала побудила Родченко в 1924 году заняться фотографией. Фотомонтаж позволял, используя документальный аспект фотографии, по-новому представить те или иные общественные явления, расширял творческие возможности художника. Особенно к месту он пришелся в пропагандистских плакатах, газетной карикатуре.
Увлекся фотомонтажом и Александр Житомирский. Да так страстно, что это стало основным видом его творческой работы. Наглядным примером для него были политические фотомонтажи немецкого художника Джона Хартфилда, публиковавшиеся в левых немецких изданиях AIZ (Arbeiter Illustrierte Zeitung) и Rote Fahne, которые в то время продавались в газетных киосках Москвы.
Александр Житомирский всегда отмечал Хартфилда как художника, наиболее повлиявшего на его работу, хотя лично они познакомились лишь в 1957 году.
Годы Великой Отечественной войны – период наивысшего проявления таланта Александра Житомирского. Он писал об этом времени: «Уже месяц свирепствовала на нашей земле война. Нам, сотрудникам журнала «Иллюстрированная газета», было дано задание – срочно сделать макет нового журнала…
Так в июле 1941 года родился «Фронт-иллюстрирте» – наш боевой журнал для немецких солдат. С этого времени и до конца войны все мои мысли были заняты пропагандой среди войск противника… Не было солдата в немецкой армии, который не стал бы нашим «подписчиком».
Листовки, журналы с фотомонтажами Житомирского распространялись на немецком, итальянском, финском, румынском, венгерском и других языках в миллионах экземпляров. Фашистский министр пропаганды Геббельс занес его имя в список самых ненавистных врагов Третьего рейха: «Найти и повесить!»
Фотомонтажи Житомирского имеют меткие, лаконичные названия, четко выражающие смысл изображения. Так, на фотомонтаже «Этот ефрейтор ведет Германию к катастрофе», предназначенном для листовки, получившей широкий отклик среди немецких солдат, показан живописный портрет «железного канцлера» Бисмарка, старческая, повелительная рука которого, как бы выходящая из плоскости картины, указывает на маленькую ничтожную фигурку Гитлера.
Или другое название фотомонтажа, созданного на основе трофейных фотографий, документально воспроизводящий казнь Зои Космодемьянской, «Не забудем, не простим!», ставшее армейским лозунгом.
Зачастую фотомонтаж Житомирского построен на сопоставлении образов, фотографические изображения которых делают их хорошо узнаваемыми, создают ауру документальности.
Плакатная лапидарность, броская композиция, короткая, бьющая прямо в цель подпись придавали им глубокий символический смысл. Многие из них, перешагнув границы сиюминутной пропагандистской задачи, обрели статус высокого искусства.
В послевоенное время Александр Житомирский больше сорока лет работал в журнале «Советский Союз», издаваемом более чем на двадцати языках. Он был человеком своей эпохи, верившим идеалам своего общества.
Многие его работы этого периода посвящены «холодной войне». Они тоже представлены на выставке и смотрятся, как памятники ушедшему времени. То, что сегодня демонстрируется на выставке – это лишь малая часть творческого наследия художника.
Фотомонтаж и графика Александра Житомирского бережно хранятся в коллекциях Национальной галереи искусств и Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, в Музее немецкой истории в Берлине, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве и в других крупных собраниях произведений искусства.